25 октября 2019 года вице-президент Google Search Панду Найак (Pandu Nayak) анонсировал новый алгоритм – BERT. Он должен улучшить понимание поисковой системой запросов пользователей. В общем, выполняет ровно те же задачи, что и любые другие поисковые алгоритмы.

Стоп. Тогда зачем нужен BERT, и стоит ли переживать владельцам сайтов, а seo-специалистам – готовиться к масштабным работам? Рассказываем.

Что такое BERT

По словам вице-президента Google Search, суть поиска – в понимании языка, а его главная задача – выяснить, что ищет пользователь, и предоставить ему эту информацию. Вне зависимости от того, как скомбинированы слова в запросе.

Разбивать длинную фразу на несколько коротких, подготавливая запрос, который бы смогла переварить поисковая система, давно не нужно. В Google уже научились более-менее хорошо обрабатывать естественные предложения с помощью алгоритма «Колибри». Вы можете спокойно спрашивать у поисковика, как приготовить борщ, где провести свидание в Москве и чем полезны прогулки по парку.

Но проблемы остались.

Во-первых, по сей день непонятно, что делать со словами-омонимами. Если вы хотите сделать косу, чтобы избавиться от травы на даче, вам придется либо учиться заплетать косы, либо использовать другой глагол:

Можно, конечно, поучиться заплетать волосы, но трава в огороде от этого не исчезнет
Можно, конечно, поучиться заплетать волосы, но трава в огороде от этого не исчезнет

Можно, конечно, поучиться заплетать волосы, но трава в огороде от этого не исчезнет

Причем запрос «как сделать косу для сада» тоже не подойдет. Google снова покажет прически, но на этот раз детские:

Алгоритм Google BERT: к чему готовиться маркетологам и владельцам сайтов

Во-вторых, поисковику все так же сложно интерпретировать длинные фразы с предлогами. Особенно если эти предлоги меняют смысл запроса. В английском наибольшие сложности возникают с for и to, в русском – с предлогом «без».

На запрос «как парковаться на дороге без бордюра» Google ответит так:Алгоритм Google BERT: к чему готовиться маркетологам и владельцам сайтов

В поисковике уверены, что BERT решит эти проблемы. Алгоритм машинного обучения, разработанный Google, понимает не контекст отдельных слов, а фразы целиком. Нейросеть учится:

  • с максимальной точностью определять значение каждого слова, ориентируясь на контекст фразы;
  • правильно интерпретировать длинные фразы с предлогами, от которых зависит смысл запроса;
  • формировать Featured Snippets (см. ниже), дающие максимально точный ответ на вопрос пользователя.

Так выглядит выделенное описание (Featured Snippets)BERT – не первый алгоритм, основанный на технологиях машинного обучения. Его старший брат – система RankBrain, работающая с 2015 года. RankBrain – часть алгоритма «Колибри», которой мы обязаны появлением LSI-текстов.

Как BERT повлияет на выдачу

Есть две новости. И обе – хорошие.

Первая – BERT не ранжирует страницы и не отправляет сайты в бан. Алгоритм предназначен исключительно для распознавания запроса пользователя и будет полезен всем. Да-да, маркетологам и владельцам сайтов тоже.

BERT приведет целевых посетителей за счет точного распознавания длинных запросов. На сайте больше не будет случайных людей, и конверсия вырастет. Хорошая новость для маркетологов, не правда ли?

Вторая – BERT уже работает с русским языком. С октября 2019 года его тестировали в англоязычном интернете, а с 9 декабря – в русскоязычном.

С момента внедрения алгоритма прошло достаточно времени, чтобы владельцы сайтов могли оценить результаты.

Было ли влияние сильным? Нет: в отличие от алгоритма Panda, внедрение которого стало настоящей революцией в мире SEO и заставило многих владельцев сайтов пересмотреть отношение к текстам, BERT лишь немного улучшает поиск за счет умной обработки запросов.

Важно другое: алгоритм открывает новые возможности для продвижения. Если раньше вы испытывали сложности из-за особенностей вашего сегмента рынка, тематики, названия компании или продукта, теперь будет проще. При условии, что ваш контент полезен и информативен.

Как оптимизировать сайт под BERT

В Google уверяют, что оптимизировать сайты под новый алгоритм не нужно. BERT как раз и создан для того, чтобы анализировать запросы и тексты, понимать их тематику, сопоставлять друг с другом.Единственная рекомендация, которую дают представители Google, – писать естественно.

Что такое естественность? Это:

  • отсутствие ключевых слов, искусственно внедренных в текст (это касается и LSI-запросов);
  • соответствие теме запроса;
  • информативность.

Пишите текст без громадного списка ключевых слов и LSI-запросов — и получите контент, который идеально подойдет новому алгоритму.

Есть еще пара деталей, на которые стоит обратить внимание:

  • BERT создан для работы с длинными и, как правило, низкочастотными запросами, для которых чаще всего невозможно подобрать точное соответствие;
  • BERT упрощает поиск по информационным запросам.

Если хотите оптимизировать сайт под такие запросы, их не обязательно добавлять в текст или теги в точности или с разбивкой. Достаточно написать текст, который ответит на вопрос пользователя.

Если несколько страниц выпало из выдачи, имеет смысл пересмотреть тексты и отредактировать их. Скорее всего, достаточно будет исправить пару предложений: добавить околотематическую семантику, слова из низкочастотных запросов. Если это не поможет, оцените содержание и подсушите тексты, убрав вводные слова и откровенно пустые фразы.

BERT – часть принципиально нового подхода к поиску, основанного на возможностях машинного обучения и искусственного интеллекта. Вполне вероятно, что в Google появятся и другие алгоритмы обработки естественного языка, которые еще больше изменят механизмы поиска и ранжирования сайтов. Это стоит учитывать, особенно при комплексном продвижении в интернете.

Есть только один универсальный совет, который можно дать специалистам по продвижению, маркетологам, владельцам сайтов и копирайтерам, и он полностью совпадает с рекомендацией Google: пишите естественно.

Источник